на главную страницу
Перспективный выпуск социологов 2007 года
заочное отделение
вернуться на главную
 
Вопросы к госэкзамену
ответы к госэкзамену
материалы по учебным курсам
Форум

Тема 23.Брак и семья как социальные институты. Модели современного брака и семьи.Скачать в формате WORD


1. Социологическое определение понятий: "брак" и "семья". Социальная сущность семьи.
Всякая семья составляет часть государства.
Аристотель
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Ведь объект её изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. "Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства, "-Павленок П.Д.
Таким образом, семья - это основанная на единой ощесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о существовании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп.

2.Функции и структура семейной организации.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции - главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.В конечном итоге характер выполнения семьёй тех или иных функций зависит от структуры или модели семьи.
Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару "мать и ребенок"; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.

3.Специфика социологического подхода в исследовании семьи.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества.
В первой половине XXв., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме семьи и написал вместе с Р. Бейлзом работу по социализации семьи.
Однако если искать тех, кто положил начало собственно социологии семьи, то прежде всего следует назвать имена французского ученого Фредерика Пьера Ле Пле (1806-1882) и американского социолога Эрнста Берджесса (1886-1966), одного из первых президентов Американского Национального Совета по семейным отношениям.
Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества является семья, корневая семья, по Ле Пле (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе корневой семьи. Ле Пле хотел понять причины социальных революций через "самоличное" изучение простейшей модели общества - семьи, через социальное возвышение и падение семей (Антонов А.И.Микросоциология семьи). Э.Берджесс, определявший семью как "единство взаимодействующих личностей" и увидевший в крахе "традиционной" семьи не институциональный кризис семьи вообще, а лишь "усиление" эмоциональных опор брака, и тем самым института супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером социально-психологической перспективы в изучении семьи как микрогруппы.
Во второй половине XX века в социологии семьи были предприняты попытки создания концептуально-терминологического аппарата, способного органично соединить исследование семьи одновременно как института и малой группы. Тем не менее, продолжает сохраняться до сих пор подразделение всех имеющихся теорий на макро- и микросоциологические. К первым относят обычно структурно-функциональный анализ и теории конфликта, ко вторым - символический интеракционизм, теорию обмена и феноменологическую теорию (или этнометодологию).

4.Факторы, определяющие многообразие моделей брачно-семейных отношений в современной России. Обзор и характеристика основных моделей брачно-семейной организации. Особенности функционирования неполных семей.
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей - общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации. Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, - это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
Таким образом, происходящие в стране изменения оказывают глубокое влияние на все сферы социальной жизни россиян. Серьёзные преобразования общества в направлении рыночных отношений сопровождаются кризисом ценностной системы, болезненно переживаются различными социальными институтами, в том числе и семьёй.
Данные факторы привели к многообразию моделей брачно-семейной организации. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о "семье", в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о семьях. Разработка типологий необходима с точки зрения социальной политики, научного обеспечения социальной работы.
Основой для таких типологий могут выступать (Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс, 1995).
1. Юридическая регистрация брака:
- семьи, основанные на браке;
- фактические семьи или внебрачные сожительства;
- оформленные юридически, но живущие раздельно супруги - разделение (separation).
2. Очередность брака лиц, составляющих ядро семьи:
- семьи, основанные на первом браке обоих супругов;
- семьи, основанные на повторном(ых) браке(ах) супруга(ов) (remarriage).
3. Юридические отношения родителей и детей;
- оба супруга живут с родными детьми и до их рождения не имели других детей (intact family);
- семьи, где хотя бы один из супругов уже имел детей до вступления в брак, дети могут проживать как в данной, так и в другой семье - сводные (stepfamily или blended family);
- приемная семья, в которой дети усыновлены (adoptive family);
-- временно приемная семья, в которой проживает ребенок на какой-то период изолиро ванный от родных родителей (foster family)',
- опекунская семья (custodian family). . 4.Семейная структура. Обычно выделение различных структурных типов семьи происходит
по дихотомическому принципу:
- расширенная (трехпоколенная, родственная, "коммуна")- нуклеарная; - моногамная - полигамная;
- отсутствие несовершеннолетних детей (до 18 лет в РФ) - их наличие (в свою очередь, выделяются одно-, двух- или мало-, средне-, многодетные);
- полная (с несовершеннолетними детьми проживают родные или неродные мать и отец) - неполная (с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец).
5. Социально-демографические характеристики мужа и или жены - возраст, профессиональный статус, образование, отношение к религии. В отечественной литературе упоминаются;
- студенческая семья;
-семья несовершеннолетних;
-- семья рабочего;
- сельская семья.
Кроме того, можно выделить и другие типы семей, например, (типология Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. №3,4): 1)патриархальный, или традиционный; 2.) детоцентристский, или современный; 3.) супружеский, или постсовременный.
Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируют семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Например, неполные семьи характеризуются как семьи социального риска, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено.
Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и фактических супружеских союзов, с другой, означает тенденцию разделения институтов брака и семьи.
Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи характерна для России и давно уже наблюдается на Западе.

Тема 37. Противоречивость развития современной семьи в рамках социологических исследований.

1. Многообразие подходов к изучению современной семьи.
Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомянул бы по какому-либо поводу семью, тем не менее ученых специализирующихся в области социологии семьи, не так-то много. В первой половине XXв., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме семьи и написал вместе с Р. Бейлзом работу по социализации семьи.
Однако если искать тех, кто положил начало собственно социологии семьи, то прежде всего следует назвать имена французского ученого Фредерика Пьера Ле Пле (1806-1882) и американского социолога Эрнста Берджесса (1886-1966), одного из первых президентов Американского Национального Совета по семейным отношениям.
Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества является семья, корневая семья, по Ле Пле (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе корневой семьи, которая исключает ригидность патриархальной семьи и "эгоистический атомизм" современной, нестабильной семьи. Ле Пле хотел понять причины социальных революций через "самоличное" изучение простейшей модели общества - семьи, через социальное возвышение и падение семей".[1,57]
Э.Берджесс, определявший семью как "единство взаимодействующих личностей" и увидевший в крахе "традиционной" семьи не институциональный кризис семьи вообще, а лишь "усиление" эмоциональных опор брака, и тем самым института супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером социально-психологической перспективы в изучении семьи как микрогруппы.
Во второй половине XX века в социологии семьи были предприняты попытки органично соединить исследование семьи одновременно как института и малой группы. Тем не менее, продолжает сохраняться до сих пор подразделение всех теорий на макро- и микросоциологические. К первым относят обычно структурно-функциональный анализ и теории конфликта, ко вторым - символический интеракционизм, теорию обмена и феноменологическую теорию (или этнометодологию).

2. Основные тенденции трансформации современной семьи. Альтернативные формы семейной организации.
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя революционные перемены, происходящие с этим социальным институтом в целом. Важнейшая из них, по-видимому, связана с массовым переходом в конце XIX и начале XX столетия при заключении брака от "сватовства" к "ухаживанию", то есть от обычая к свободе индивидуального выбора.
Исходя из этой логики, и были сконструированы следующие идеальные типы: (типология Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. №3,4): 1.Наиболее архаичный тип - патриархальный: ведущие отношения - кровнородственные, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений, в связи с чем и происходит жесткое закрепление ролей.
2.Начиная с первых десятилетий XX века, в крупнейших городах Европейской части страны формируется новый тип моногамии - детоцентристский. Ему присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Супруги ограничивают репродуктивный период пределами 5-10 лет и рождением одного-двух детей. Характер межпоколенных отношений приоткрывает возможность для типологизации детоцентристских моделей. Первая - "неврологическая": ребенок выступает средством самоутверждения одного из родителей, (чаще матери). Клинические эксперименты свидетельствуют: матери детей, страдающих неврозами, в отличие от матерей контрольной группы, реже общаются с ребенком на равных. Вторая - "амбивалентная". На ребенка воздействует "отраженный свет" родительских отношений - волны тепла чередуются с волнами холода. В третьей - "инвестиционной" - осознанно проводится позитивный не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения,), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей
3.В последние несколько десятилетий наблюдается, в основном в крупных городах, формирование еще одного типа моногамии, который назван "супружеским". В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальной) и не порождением (как в детоцентристской), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; сексуальность не сводится к прокреации, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент постсовременной семьи.
Нужно ли доказывать: чем богаче и многообразнее типы и модели семьи, тем они внешне менее устойчивы. И это - плата за прогресс. Необходимо, как это ни банально звучит, смотреть правде в глаза: классическая моногамия (но не единобрачие), господствовавшая в христианском мире на протяжении XIV-XIX веков, сужает свои границы
По мере увеличения разрыва между формальным и неформальным началами возрождаются модели, известные с древних времен,- варианты полигамной семьи, внебрачной, кровно-родственной, неполной (материнской), внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. К наиболее представительным альтернативным союзам относятся: фактические браки, повторные браки и семьи с неродным родителем. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.

3.Основные проблемы современной семьи.
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И. Медкова B.M. и др. Суть этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл: "либерально-прогрессистской", или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении возможности исчезновения семейного o6раза жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.
Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А. И. Антонов и В.М Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций [1, 137]. Кризисное общество продуцирует множество разного рода стрессоров: потеря или смена работы, изменение места жительства, неразрешимость жилищной проблемы, риск и перенапряжение, связанные с предпринимательской деятельностью, ухудшение материального уровня и т.д. Воздействие разного рода стрессорных событий, которые потенциально вызывают семейный стресс, - в большей степени динамический критерий для типологии семей.
Новые экономические условия требуют перестройки супругами жесткого ролевого взаимодействия, другого, чем прежде, отношения к вступлению в брак и разводу. Распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, продолжающаяся алкоголизация населения, не говоря уже о межнациональных конфликтах, создают множество новых препятствий для успешного функционирования семей.
4. Эмпирические исследования изменения семейных взаимоотношений, современного семейного воспитания, гендерных ролей.
Исследование состояния семьи в современных условиях с необходимостью включает как теоретико-методологическую, так и эмпирическую составляющую. Социологи ХХ столетия в основном занимаются изучением семейных трансформаций.
На основе анализа данных исследований можно выявить следующие изменения в семейной организации.
. Увеличилась доля первых браков, в которых жена старше мужа. Произошли изменения в исполнении социальных функций семьи. Репродуктивная функция исполняется в явно редуцированном виде. Воспитательную функцию родители выполняют также пассивно. Лишь более половины супругов в официальном браке уделяют воспитанию детей достаточное количество времени. "Почти треть из них (29%) занимается детьми от случая к случаю. Если же супружество не состоялось, родители испытывают еще больше затруднений в исполнении своих воспитательских обязанностей. 41% из них считают, что уделяемого ими внимания собственным детям недостаточно. Установлена статистическая закономерность: состоящие в браке больше занимаются детьми, чем не состоящие. Причины весьма прагматичны: материальные трудности (34%), излишние нагрузки на работе (31%), большой объем работы по дому (14%), отсутствие необходимых знаний и опыта (8%)."[6,96]
Одной из характеристик второго демографического перехода принято считать распространение нерегистрируемых браков. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название "гражданский брак", хотя этот термин возник в совершенно другом контексте - как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку. Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и фактических супружеских союзов, с другой, означает тенденцию разделения институтов брака и семьи. Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи характерна для России и давно уже наблюдается на Западе.
7.Ценность семьи в представлении современного человека.
Современные эмпирические исследования свидетельствуют о некотором изменении отношения у современного человека к ценности семьи.
Во-первых, "Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных не видят в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке."[5,95]
К тому же в случае ранних браков развод становится наиболее популярным вариантом решения семейных проблем.Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Те, кто разведен, отрицательно относятся к браку и в подавляющем большинстве не регистрируют свои супружеские отношения в новых семьях. Высокий процент разводов дополнительно инициирует малодетность в семье.
.Во-вторых, семья, несмотря на все те преобразования, которые она претерпевает в институциональном аспекте, остается для индивида одной из важнейших ценностей. "Удовлетворены семейным образом жизни две трети опрошенных, среди респондентов, состоящих в законном браке, их доля еще больше - 82%. С другой стороны, среди неудовлетворенных - 10% не состоят в зарегистрированном браке, 19% не имеют брачного статуса."[5,96]
Исследования подтвердили, что социальной нормой стали неполные семьи, незарегистрированные браки, семьи, где воспитываются внебрачные дети, семьи с неявным лидерством, партнерские. Определяется явная тенденция к индивидуализации и эгалитаризации, несмотря на то, что российское общество остается в своей основе традиционным и коллективистским.
.



пишите письма
Материалы сайта размещены исключительно в учебных целях и подлежат активному использованию и распространению
 

 

 

Сайт создан в системе uCoz