Тема 23.Брак и семья как социальные институты. Модели современного брака
и семьи.Скачать в формате WORD
1. Социологическое определение понятий: "брак" и "семья".
Социальная сущность семьи.
Всякая семья составляет часть государства.
Аристотель
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Ведь
объект её изучения - социальный институт семьи - в истории человечества
играет ведущую роль. В любом обществе семья имеет двойственный характер.
С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая
свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи
тесно связан другой общественный институт - институт брака. "Брак
можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно
целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья - малая группа,
основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами,
родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным
признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства, "-Павленок
П.Д.
Таким образом, семья - это основанная на единой ощесемейной деятельности
общность людей, связанных узами супружества - родства и тем самым осуществляющая
воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также
социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие
триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет
говорить о существовании семьи как таковой в её строгой форме. Факт
одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность
семейных групп.
2.Функции и структура семейной организации.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных
результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются
на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль
семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные
и второстепенные; все семейные функции - главные, однако необходимость
различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других
институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций
семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её
особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции
- это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной
в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические
функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция),
содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества,
хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе
истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности,
статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха
и досуга, отражают исторический характер связи между семьёй и обществом,
раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит
рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения
заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций
на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются,
сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже
исчезают вовсе. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых
важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая
и рекреационная.В конечном итоге характер выполнения семьёй тех или
иных функций зависит от структуры или модели семьи.
Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может
объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном
браке; пару "мать и ребенок"; бездетных партнеров, не вступающих
в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на
религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый
фактический брак.
3.Специфика социологического подхода в исследовании семьи.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании
общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм,
К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную
структуру, являющуюся первоосновой общества.
В первой половине XXв., стремясь понять, как устроено общество, социологи
рассматривали семью как стабилизирующий механизм. Основатель структурного
функционализма Т. Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме
семьи и написал вместе с Р. Бейлзом работу по социализации семьи.
Однако если искать тех, кто положил начало собственно социологии семьи,
то прежде всего следует назвать имена французского ученого Фредерика
Пьера Ле Пле (1806-1882) и американского социолога Эрнста Берджесса
(1886-1966), одного из первых президентов Американского Национального
Совета по семейным отношениям.
Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой
переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным
элементом общества является семья, корневая семья, по Ле Пле (родительская
семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный
порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе корневой
семьи. Ле Пле хотел понять причины социальных революций через "самоличное"
изучение простейшей модели общества - семьи, через социальное возвышение
и падение семей (Антонов А.И.Микросоциология семьи). Э.Берджесс, определявший
семью как "единство взаимодействующих личностей" и увидевший
в крахе "традиционной" семьи не институциональный кризис семьи
вообще, а лишь "усиление" эмоциональных опор брака, и тем
самым института супружества как автономного от семьи социального образования,
стал лидером социально-психологической перспективы в изучении семьи
как микрогруппы.
Во второй половине XX века в социологии семьи были предприняты попытки
создания концептуально-терминологического аппарата, способного органично
соединить исследование семьи одновременно как института и малой группы.
Тем не менее, продолжает сохраняться до сих пор подразделение всех имеющихся
теорий на макро- и микросоциологические. К первым относят обычно структурно-функциональный
анализ и теории конфликта, ко вторым - символический интеракционизм,
теорию обмена и феноменологическую теорию (или этнометодологию).
4.Факторы, определяющие многообразие моделей брачно-семейных отношений
в современной России. Обзор и характеристика основных моделей брачно-семейной
организации. Особенности функционирования неполных семей.
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции.
Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей
- общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и
неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации.
Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики,
- это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих
норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
Таким образом, происходящие в стране изменения оказывают глубокое влияние
на все сферы социальной жизни россиян. Серьёзные преобразования общества
в направлении рыночных отношений сопровождаются кризисом ценностной
системы, болезненно переживаются различными социальными институтами,
в том числе и семьёй.
Данные факторы привели к многообразию моделей брачно-семейной организации.
Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о "семье", в
определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить
всевозможные вариации, а о семьях. Разработка типологий необходима с
точки зрения социальной политики, научного обеспечения социальной работы.
Основой для таких типологий могут выступать (Гурко Т.А. Трансформация
института современной семьи // Социс, 1995).
1. Юридическая регистрация брака:
- семьи, основанные на браке;
- фактические семьи или внебрачные сожительства;
- оформленные юридически, но живущие раздельно супруги - разделение
(separation).
2. Очередность брака лиц, составляющих ядро семьи:
- семьи, основанные на первом браке обоих супругов;
- семьи, основанные на повторном(ых) браке(ах) супруга(ов) (remarriage).
3. Юридические отношения родителей и детей;
- оба супруга живут с родными детьми и до их рождения не имели других
детей (intact family);
- семьи, где хотя бы один из супругов уже имел детей до вступления в
брак, дети могут проживать как в данной, так и в другой семье - сводные
(stepfamily или blended family);
- приемная семья, в которой дети усыновлены (adoptive family);
-- временно приемная семья, в которой проживает ребенок на какой-то
период изолиро ванный от родных родителей (foster family)',
- опекунская семья (custodian family). . 4.Семейная структура. Обычно
выделение различных структурных типов семьи происходит
по дихотомическому принципу:
- расширенная (трехпоколенная, родственная, "коммуна")- нуклеарная;
- моногамная - полигамная;
- отсутствие несовершеннолетних детей (до 18 лет в РФ) - их наличие
(в свою очередь, выделяются одно-, двух- или мало-, средне-, многодетные);
- полная (с несовершеннолетними детьми проживают родные или неродные
мать и отец) - неполная (с несовершеннолетними детьми проживает только
мать или только отец).
5. Социально-демографические характеристики мужа и или жены - возраст,
профессиональный статус, образование, отношение к религии. В отечественной
литературе упоминаются;
- студенческая семья;
-семья несовершеннолетних;
-- семья рабочего;
- сельская семья.
Кроме того, можно выделить и другие типы семей, например, (типология
Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал,
1996. №3,4): 1)патриархальный, или традиционный; 2.) детоцентристский,
или современный; 3.) супружеский, или постсовременный.
Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам
от выполнения какой-либо функции, дестабилизируют семейный образ жизни,
возникает угроза её распада. Например, неполные семьи характеризуются
как семьи социального риска, социальное функционирование которых по
субъективным или объективным причинам затруднено.
Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и фактических супружеских
союзов, с другой, означает тенденцию разделения институтов брака и семьи.
Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи характерна
для России и давно уже наблюдается на Западе.
Тема 37. Противоречивость развития современной семьи в рамках социологических
исследований.
1. Многообразие подходов к изучению современной семьи.
Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомянул бы
по какому-либо поводу семью, тем не менее ученых специализирующихся
в области социологии семьи, не так-то много. В первой половине XXв.,
стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью
как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма
Т. Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме семьи и написал
вместе с Р. Бейлзом работу по социализации семьи.
Однако если искать тех, кто положил начало собственно социологии семьи,
то прежде всего следует назвать имена французского ученого Фредерика
Пьера Ле Пле (1806-1882) и американского социолога Эрнста Берджесса
(1886-1966), одного из первых президентов Американского Национального
Совета по семейным отношениям.
Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой
переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным
элементом общества является семья, корневая семья, по Ле Пле (родительская
семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный
порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе корневой
семьи, которая исключает ригидность патриархальной семьи и "эгоистический
атомизм" современной, нестабильной семьи. Ле Пле хотел понять причины
социальных революций через "самоличное" изучение простейшей
модели общества - семьи, через социальное возвышение и падение семей".[1,57]
Э.Берджесс, определявший семью как "единство взаимодействующих
личностей" и увидевший в крахе "традиционной" семьи не
институциональный кризис семьи вообще, а лишь "усиление" эмоциональных
опор брака, и тем самым института супружества как автономного от семьи
социального образования, стал лидером социально-психологической перспективы
в изучении семьи как микрогруппы.
Во второй половине XX века в социологии семьи были предприняты попытки
органично соединить исследование семьи одновременно как института и
малой группы. Тем не менее, продолжает сохраняться до сих пор подразделение
всех теорий на макро- и микросоциологические. К первым относят обычно
структурно-функциональный анализ и теории конфликта, ко вторым - символический
интеракционизм, теорию обмена и феноменологическую теорию (или этнометодологию).
2. Основные тенденции трансформации современной семьи. Альтернативные
формы семейной организации.
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя революционные
перемены, происходящие с этим социальным институтом в целом. Важнейшая
из них, по-видимому, связана с массовым переходом в конце XIX и начале
XX столетия при заключении брака от "сватовства" к "ухаживанию",
то есть от обычая к свободе индивидуального выбора.
Исходя из этой логики, и были сконструированы следующие идеальные типы:
(типология Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический
журнал, 1996. №3,4): 1.Наиболее архаичный тип - патриархальный: ведущие
отношения - кровнородственные, явная зависимость жены от мужа, а детей
от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению
в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений, в связи
с чем и происходит жесткое закрепление ролей.
2.Начиная с первых десятилетий XX века, в крупнейших городах Европейской
части страны формируется новый тип моногамии - детоцентристский. Ему
присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей.
Супруги ограничивают репродуктивный период пределами 5-10 лет и рождением
одного-двух детей. Характер межпоколенных отношений приоткрывает возможность
для типологизации детоцентристских моделей. Первая - "неврологическая":
ребенок выступает средством самоутверждения одного из родителей, (чаще
матери). Клинические эксперименты свидетельствуют: матери детей, страдающих
неврозами, в отличие от матерей контрольной группы, реже общаются с
ребенком на равных. Вторая - "амбивалентная". На ребенка воздействует
"отраженный свет" родительских отношений - волны тепла чередуются
с волнами холода. В третьей - "инвестиционной" - осознанно
проводится позитивный не только количественный (планирование зачатия),
но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу
культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные
учебные заведения,), питая надежду на осуществление нереализованных
ими ценностей
3.В последние несколько десятилетий наблюдается, в основном в крупных
городах, формирование еще одного типа моногамии, который назван "супружеским".
В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как
в патриархальной) и не порождением (как в детоцентристской), а свойством.
Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы
интересам детей; сексуальность не сводится к прокреации, в супружеские
отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент постсовременной
семьи.
Нужно ли доказывать: чем богаче и многообразнее типы и модели семьи,
тем они внешне менее устойчивы. И это - плата за прогресс. Необходимо,
как это ни банально звучит, смотреть правде в глаза: классическая моногамия
(но не единобрачие), господствовавшая в христианском мире на протяжении
XIV-XIX веков, сужает свои границы
По мере увеличения разрыва между формальным и неформальным началами
возрождаются модели, известные с древних времен,- варианты полигамной
семьи, внебрачной, кровно-родственной, неполной (материнской), внебрачной
неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме
того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков
или бездетных. К наиболее представительным альтернативным союзам относятся:
фактические браки, повторные браки и семьи с неродным родителем. Наиболее
же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.
3.Основные проблемы современной семьи.
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова
А.И. Медкова B.M. и др. Суть этой позиции составляет положение о существовании
двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл: "либерально-прогрессистской",
или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой
парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской
семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении
возможности исчезновения семейного o6раза жизни и в необходимости укрепления
семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.
Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают
А. И. Антонов и В.М Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии
- нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных
ориентаций [1, 137]. Кризисное общество продуцирует множество разного
рода стрессоров: потеря или смена работы, изменение места жительства,
неразрешимость жилищной проблемы, риск и перенапряжение, связанные с
предпринимательской деятельностью, ухудшение материального уровня и
т.д. Воздействие разного рода стрессорных событий, которые потенциально
вызывают семейный стресс, - в большей степени динамический критерий
для типологии семей.
Новые экономические условия требуют перестройки супругами жесткого ролевого
взаимодействия, другого, чем прежде, отношения к вступлению в брак и
разводу. Распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно
насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, продолжающаяся
алкоголизация населения, не говоря уже о межнациональных конфликтах,
создают множество новых препятствий для успешного функционирования семей.
4. Эмпирические исследования изменения семейных взаимоотношений, современного
семейного воспитания, гендерных ролей.
Исследование состояния семьи в современных условиях с необходимостью
включает как теоретико-методологическую, так и эмпирическую составляющую.
Социологи ХХ столетия в основном занимаются изучением семейных трансформаций.
На основе анализа данных исследований можно выявить следующие изменения
в семейной организации.
. Увеличилась доля первых браков, в которых жена старше мужа. Произошли
изменения в исполнении социальных функций семьи. Репродуктивная функция
исполняется в явно редуцированном виде. Воспитательную функцию родители
выполняют также пассивно. Лишь более половины супругов в официальном
браке уделяют воспитанию детей достаточное количество времени. "Почти
треть из них (29%) занимается детьми от случая к случаю. Если же супружество
не состоялось, родители испытывают еще больше затруднений в исполнении
своих воспитательских обязанностей. 41% из них считают, что уделяемого
ими внимания собственным детям недостаточно. Установлена статистическая
закономерность: состоящие в браке больше занимаются детьми, чем не состоящие.
Причины весьма прагматичны: материальные трудности (34%), излишние нагрузки
на работе (31%), большой объем работы по дому (14%), отсутствие необходимых
знаний и опыта (8%)."[6,96]
Одной из характеристик второго демографического перехода принято считать
распространение нерегистрируемых браков. В общественном сознании за
подобными союзами все больше закрепляется название "гражданский
брак", хотя этот термин возник в совершенно другом контексте -
как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный
церковному браку. Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и фактических
супружеских союзов, с другой, означает тенденцию разделения институтов
брака и семьи. Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи
характерна для России и давно уже наблюдается на Западе.
7.Ценность семьи в представлении современного человека.
Современные эмпирические исследования свидетельствуют о некотором изменении
отношения у современного человека к ценности семьи.
Во-первых, "Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть
опрошенных не видят в семейном образе жизни исключительной ценности,
около 12% живут в незарегистрированном браке."[5,95]
К тому же в случае ранних браков развод становится наиболее популярным
вариантом решения семейных проблем.Фактор развода в современных условиях
стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Те,
кто разведен, отрицательно относятся к браку и в подавляющем большинстве
не регистрируют свои супружеские отношения в новых семьях. Высокий процент
разводов дополнительно инициирует малодетность в семье.
.Во-вторых, семья, несмотря на все те преобразования, которые она претерпевает
в институциональном аспекте, остается для индивида одной из важнейших
ценностей. "Удовлетворены семейным образом жизни две трети опрошенных,
среди респондентов, состоящих в законном браке, их доля еще больше -
82%. С другой стороны, среди неудовлетворенных - 10% не состоят в зарегистрированном
браке, 19% не имеют брачного статуса."[5,96]
Исследования подтвердили, что социальной нормой стали неполные семьи,
незарегистрированные браки, семьи, где воспитываются внебрачные дети,
семьи с неявным лидерством, партнерские. Определяется явная тенденция
к индивидуализации и эгалитаризации, несмотря на то, что российское
общество остается в своей основе традиционным и коллективистским.
.