на главную страницу
Перспективный выпуск социологов 2007 года
заочное отделение
вернуться на главную
 
Вопросы к госэкзамену
ответы к госэкзамену
материалы по учебным курсам
Форум

35. Социолог и респондент: особенности процесса общения. Интервьюер и респондент как источник ошибок.Скачать в формате WORD

 

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного (интервью) или письменного (анкета) обращения исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему эмпирического исследования.
К методу опроса обращаются тогда, когда для решения поставленной задачи необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, ориентациях и т.п.
Особенность общения состоит в том, что оно с одной стороны должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. В опросе реализуется познавательное взаимодействие двух уровней общественного сознания - научного (носитель - исследователь, социолог) и обыденного (носитель - респондент).
Особенности опроса как вида общения:
1) целенаправленность;
2) ассиметричность;
3) опосредованность;
4) массовость общения.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Виды интервью:
а) по содержанию беседы - документальные, интервью мнений и интервью с экспертами (отличается от обычной системы опроса).
б) по технике проведение - свободные, нестандартизированные и формализованные.
в) в зависимости от особенностей интервью - клиническое и фокусированное
г) по способу организации - групповые и индивидуальные.
д) по направленности - ненаправленные и нарративные.
Интервью отличается от обычного разговора несколькими особенностями: это взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения - интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов, и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. При интервьюировании уйти от вопроса очень сложно.
Основные правила поведения интервьюера:
o интервью должно проводиться в единстве места и времени;
o для установления первого контакта желательно создать благоприятную атмосферу для разговора (короткая вступительная беседа, носящая общий характер);
o во время интервью необходимо остаться наедине с опрашиваемым, без слушателей (т.к. присутствие посторонних влияет на ответы - респондент в отсутствие посторонних лиц легче сообщает о социально неодобряемом поведении);
o переход к основным вопросам должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора;
o каждый вопрос с неизменной формулировкой нужно читать вслух дословно. Нельзя сопровождать его введением или пояснением. Ответ необходимо сразу же занести в бланк;
o важно точно соблюдать порядок вопросов и нельзя позволять респонденту заглядывать в опросный лист;
o если респондент просит разъяснить вопрос, его нужно прочитать еще раз медленно, нельзя объяснять опрашиваемому непонятные слова. Ни при каких условиях не стоит оказывать влияние на ответ, разрешены только нейтральные уточняющие вопросы (например, "Что Вы имеете в виду?", "Не могли бы Вы объяснить подробнее?");
o важный элемент - быстрое восстановление контакта с респондентом в случае его утраты;
o в ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение можно вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, что-то уточнить. Необходимо также прояснить конфиденциальность ответов опрашиваемого.
Идеальный интервьюер должен быть общительным педантом, готовым добросовестно следовать абсолютно всем предписаниям, должен действовать как автомат.
Чем дольше человек работает интервьюером, тем быстрее убывает его интерес к встречам и его человеческое участие в беседе - наступает "усталость от интервью" (а для получения наиболее полной и честной информации надо выражать искреннюю заинтересованность респондентом и его мнением). Когда приходится проводить много бесед по одному вопроснику, интервьюеру начинает казаться, что он уже заранее знает ответы. Поэтому развивается "избирательное слушание" - когда слышат то, чего ожидают. И, следовательно, записывают ответы не дословно.
Мнение интервьюера незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на респондента. Интервьюеры часто получают больше таких мнений, которые совпадают с их собственными. В свою очередь, поведение опрашиваемого может оказывать внушающее воздействие на интервьюера. Опасность этого возникает тогда, когда у интервьюера появляется стереотип респондента.
Необходимо обучать интервьюеров и учитывать следующие моменты:
1) нужно стремиться обеспечить инвариантность: все интервьюеры должны вести себя во время беседы по возможности одинаково;
2) необходимо принимать меры к тому, чтобы личность интервьюера оказывала как можно меньшее влияние на опрашиваемого;
3) записи в бланке интервью должны в минимальной степени отображать личность, взгляды и ожидания самого интервьюера.

Респонденты объективно заинтересованы в опросе, в искреннем сообщении своего мнения. Но это далеко не всеми может быть осознано и нередки случаи отказа от участия в опросе, небрежность, невнимательность, неискренность в ответах. Отношение респондентов к исследованию определяет как их участие или неучастие в нем, так и качество этого участия.
Проблема создания мотивации участия - чрезвычайно важная методологическая задача, потому что в зависимости от того, какой смысл придает респондент своим действиям, меняется не только их направленность, но и эффективность выполнения.
Мотивы, побудившие человека выступить в роли респондента, могут соответствовать целям исследования, противоречить им или же быть нейтральными.
Различают следующие виды мотивации:
1) стремление к результату, иногда безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается;
2) стремление к самой деятельности, безотносительно ее результату;
3) стремление использовать данную деятельность в каких-либо иных целях, не имеющих к ней прямого отношения;
4) стремление получить общественную оценку своей деятельности, а через нее - своей личности.

Мотивы участия в опросе обычно не осознаются. Чтобы респонденты чувствовали необходимость своего участия в опросе и действительно это участие приобрело в их глазах познавательный смысл, чтобы настроить их на сотрудничество, социологу нужно создать "кооперативную установку" (т.е. устойчивое предрасположение человека к работе с анкетой).

Можно выделить четыре фактора, определяющие ошибки респондентов при ответах в интервью:
1. респонденты могут забыть как информацию, так и период, к которому она относится;
2. респонденты могут быть заинтересованы в сокрытии правды из опасения последствий или из-за желания представить себя в более выгодном свете;
3. респонденты могут не понимать, о чем их спрашивают, и давать ответ в рамках собственного представления;
4. респонденты могут просто не знать ответа на вопрос, но дать его, не говоря о своем незнании.
Известны несколько приемов, призванных помочь респонденту в разрешении дилеммы (сообщить точные сведения и остаться хорошим человеком, произвести положительное впечатление на интервьюера): обучение интервьюера способам установления взаимопонимания с опрашиваемым; создание располагающих для ответа условий; исключение любой критики, исходящей от интервьюера. Корректное формулирование вопросов также позволяет избежать смещений. Включение в опросный лист фильтрующих вопросов позволяет предусмотреть множество вариантов ответа и уменьшить вероятность ошибок, допускаемых интервьюером или респондентом.

Разработаны целые наборы методов, позволяющих распознать поддельные данные, полученные от интервьюера (их многочисленность доказывает серьезность проблемы):
o используются комбинации различных методов предупреждения поддельных анкет и опросных листов. Взывают к совести интервьюеров и напоминают о возможности наказания;
o в случае, когда имеются адреса опрашиваемых, проводится повторный опрос среди определенной доли респондентов, контрольные интервью, например, под предлогом утери анкет. Этот способ помогает вскрывать особо опасные, с точки зрения института, частичные подделки, когда интервьюер хотя и правильно опросил респондентов, но допустил значительные сокращения вопросника, чтобы сэкономить время;
o зарекомендовал себя тщательный просмотр анкет, внешний вид которых сам по себе может оказаться сомнительным и в которых монотонность или слишком разыгравшаяся фантазия респондента вызывает подозрение (особенно это касается записанных дословно комментариев на открытые вопросы в анкетах).

пишите письма
Материалы сайта размещены исключительно в учебных целях и подлежат активному использованию и распространению
 

 

 

Сайт создан в системе uCoz