на главную страницу
Перспективный выпуск социологов 2007 года
заочное отделение
вернуться на главную
 
Вопросы к госэкзамену
ответы к госэкзамену
материалы по учебным курсам
Форум
14 Определение понятия "политика" Скачать в формате WORD

Предпосылки возникновения политики

В любом обществе в ходе социального взаимодействия индивиды, организации и прочие субъекты преследуют свои интересы и цели, а потому конкурируют друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.
Так сформировалась потребность в более эффективных способах регулирования изменившихся взаимоотношений. Эту потребность реализовало государство как специфический общественный институт, оказавшийся способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.
Политика возникла в связи с необходимостью реализацией интересов социальных групп, связанных с контролем за государством, а также использованием его структур для обеспечения своих интересов. Соловьев определяет политику как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов.
Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела) получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве.
Аристотель подразумевает под политикой формы и методы управления государством, используемые правящими элитами. В "Политике", разрабатывая проект идеального государства, Артистотель выделил правильные и неправильные формы государственного устройства. Аристотель писал: "когда один, или немногие, или большинство, правят, руководствуясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями".
М.Вебер говорил, что "Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". По мнению Г.Лассуэлла, "Изучение политики есть изучение влияния и влияющего … иными словами, кто что получает, когда и как". А.Бирс писал: "Политика - борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов, руководство общественными делами во имя личной выгоды". Д.Истон говорил о том, что "Политика - властное распределение ценностей внутри общества". В учебнике под редакцией Кретова: "Совокупность решений, принимаемых политическим деятелем или группой, относящихся к выбору целей и методов их достижения в условиях той или иной ситуации". В.Ленин сформулировал: "Политика есть область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, политика - есть концентрированное выражение экономики".
В широком смысле слова Политика - неустранимый аспект общественного существования, возникающий из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. Она может обнаруживаться внутри любой общественной группы в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния.
В современных общественных науках нет универсального определения политической системы, что объясняется различными толкованиями понятий власть и политика, с которыми тесно связана категория политическая система. Можно выделить следующие подходы по данному вопросу:
Марксистский подход: Характеризует политическую систему как особый феномен в условиях классового общества, как такое образование, которое возникает на определенном этапе развития человеческого общества и существует до известного периода него эволюции. Возникновение и формирование политической системы всегда связано с государственной властью. Становление целостной политической системы представляет собой исторический процесс. Первым институтом политической системы было государство, образовавшееся в связи с расколом общества на антагонистические классы. Значительное усложнение политической системы в обществе связано с социальной его дифференциацией вследствие процесса разделения труда. Для того, чтобы различные социальные интересы могли получить свое объективное выражение, для борьбы за свои цели (трудящиеся в борьбе против эксплуататорского строя) общественные классы и социальные слои населения создают свои организации, прежде всего политические партии. Возникают социально-экономические организации социальных слоев общества: профсоюзы, предпринимательские союзы, женские, молодежные объединения
Структурный функционализм: Политическая система представляет собою политический процесс, политические поведение в рамках тех или иных общностей, к которым относятся: государство, профсоюзы, клубы, города. Политическая система стремится к сохранению равновесия, урегулированию конфликтов между людьми, и именно в этих целях происходят различные перемещения частей системы, которые приспосабливаются друг к другу, достигают устойчивости. В этих же целях устанавливаются прямые и обратные связи системы с социальным окружением. Такие связи позволяют системе совершенствоваться, не допускают революционного взрыва. Представитель - Алмонд.
Личностный подход: политическая система возникает из факта существования различных групп людей внутри одного общества, она позволяет одной группе получать что-то за счет другой, служит для урегулирования конфликтов. Т.Парсонс рассматривает политическую систему как совокупность лиц, выступающих в различных ролях.
Часть исследователей сводит политическую систему к государству, другая рассматривает ее как совокупность индивидов и институтов, действующих совместно, чтобы найти решение проблем. Р.Кларк считает, что политическая система - это арена бизнеса, политики, место, где развертывается политический процесс. Политическая система включает личности, лидеров и их последователей, влияющих на политику, структуры и институты, которые служат окружением для этих лиц, формируя их поведение и фон, на котором развертывается политический процесс.
По мнению американского политолога К.Дейча, политическая система может быть понята с точки зрения кибернетического подхода. Поступление информации, прямая и обратная связь, "выход" решений системы и т.д.
Анализ данных концепций показывает, что политическая система отражает системный характер политической жизни общества. Представляет собою определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство.
Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе. Наиболее распространенное определение власти, характеризующее ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать влияние на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств - авторитета, права, насилия.
Элементы политический системы: 1) власть - основополагающий элемент, 2) политические институты (организации и учреждения), особое место среди которых занимают партии, которые имеют высокую степень организации и стремятся к реализации своих целей путем борьбы за власть, 3) политические отношения (разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. Выделяются отношения а) между классами, нациями и государствами, б) воздействие органов руководства и управления на социально-экономические, культурные и политические отношения - вертикальные отношения, отношения между политическими организациями и учреждениями - от ношения субординации, координации, централизма), 4) политические принципы и нормы ( различаются нормы, созданные органами государства - правовые нормы и общественными организациями - корпоративные нормы, нормы, которые формируются под влиянием политических, экономических и социальных институтов общества - мораль обычаи, традиции), 5) политическое сознание и политическая культура.
В соответствии с теорией Парсонса любая политическая система общества решает следующие фундаментальные задачи:
- Устойчивость и самосохраняемость, что предполагает механизм удовлетворения текущих потребностей большинства населения, контроль и смягчение напряжений, возникающих в обществе.
- Приспособляемость предполагает наличие способности и возможности системы для поиска устойчивости.
- достижение целей предполагает способность системы мобилизировать граждан и материальные ресурсы для решения конкретных задач.
- интеграция - способность системы координировать отношения между составными элементами системы.
В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Г.Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций - функции "ввода"
1. Политическая социализации и привлечение к участию - способствует распространению "духа участия", в демократический странах функцию выполняют неправительственные органы, в тоталитарных - под контролем государства).
2. Артикуляция интересов - первый функциональный итог в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов, в СССР функцию выполняла КПСС.
3. Агрегирование интересов - превращение требований в альтернативы государственной политики.
4. политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений, поредством которого обеспечивается связь между различными структурами политической системы.
и функции "вывода" :
1. Разработка норм-законов.
2. Применение норм.
3. Контроль над соблюдением норм.
Типология политических систем.
Формальный (марксистский) подход. Предполагает расчленение мировой истории на качественно определенные этапы развития человеческого общества, которые именуются общественно-экономическими формациями. Они определяются характером способа производства материальный благ и социально-классовой структуры, присущих различным типам общества. Различают: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы политических систем. Каждый из типов характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и проявляется в различных формах организации государственного управления и власти.
Цивилизационный подход. Г.Алмонд выделяет 4 типа политических систем, существующих в современном мире.
Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой - политический цели и средства разделяют практически все. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура роле1й четко выражена.
Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно существование старых и новых культур (Франция, Германия, Италия и. т.д.).
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
Политические системы тоталитарного типа. Принудительный тип политической активности. Отсутствуют добровольные объединения, коммуникация контролируется монолитной партией.
Деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерий разделения - политический режим, как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества и личности.
Иногда в основу классификации берется участие в политическом процессе. Жан Блондель выделил 5 категорий:
Либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений
Коммунистические системы с приоритетов равенства социальных благ и пренебрежением к либеральных средствам его достижения
Традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерными распределением социальных и экономических благ
Популистские политические системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. В известной степени авторитарны.
Авторитарно-консервативная система, характерной чертой является проведение активной политики по сохранения сложившегося неравенства.
Также существуют типологии, разработанные З.Бжезинским и Д.Коулменом.
Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство - это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин "государство".
В Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию - государство. При этом государство служит не только проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, но и средством достижения ими морального совершенства. Государство состоит из людей, но оно неизмеримо сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп и объединений. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие проявления.
В средние века большое распространение получила теория божественного происхождения государства, творцы которой рассматривали государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном.
Возникшая в XVII-XVIII вв. теория общественного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям.
Так, Т. Гоббс утверждал, что государственная власть предоставляется властителям, дабы сохранить общественный порядок и предотвратить "войну всех против всех". Именно монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета и потому, властям следует иметь существенное преимущество перед народом. Ж. Ж. Руссо и его сторонники отдавали решающие преимущества в государстве населению в целом, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме, не нарушающей и не ограничивающей его общеколлективную волю. В то же время Дж. Локк и его последователи настаивали на том, что государство в рамках общественного договора должно полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан.
М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин рассматривали государство как воплощение социального зла и стремились освободить человека от всех разновидностей внешнего принуждения и власти.
Как подчеркивал Ленин, "государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы".
Государство выступает как институт, который действует на строго ограниченной территории. Законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном пространстве. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирующихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологических, экономических или других форм связи.
Государство представляет собой публичный политический институт, обладающий особой организацией, структурой, профессионально-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с характеристиками организации общества как такового. В этом смысле государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественными отношениями.
Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведения для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме того, государство обладает правом отменять постановления и решения частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед ними, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством. Обычно люди получают государственное гражданство по факту рождения на территории данного государства.
В рамках контроля за вводимыми им правилами общежития государство обладает монополией на легальное применение силы, на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений.
Государство обладает и монопольным правом на взимание с населения различного рода налогов и сборов.
С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные.
В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства - это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов.
Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регионов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.
Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза.
С точки зрения формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, а также порядок их формирования, принято выделять монархии и республики.
Монархии (от греч. manarchia - единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Монархии бывают как абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм властвования действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных (прежде всего законодательных) органов власти.
Республики (от лат. res publica - общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. В свою очередь республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. В русле современных трактовок обретение либеральных свобод возможно не в результате дистанцирования общества от государства (наподобие модели посткоммунистической России 1990-х), а путем конституирования надежных и легко доступных для людей каналов взаимодействия между ними: государство трансформируется в самую влиятельную и оперативную организацию по правам человека.
По-видимому, впервые на европейских языках термин "Г.О." был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к "Политике" Аристотеля. У Гоббса Г.О. - результат преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". Гегель видел в эпохе торжества Г.О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Маркс трактовал Парижскую коммуну как восстание пролетариата от имени Г.О. против бюрократической государственной машины. 1970-е реабилитировали понятие Г.О. в ряде значимых течений европейского интеллектуализма. Понятие Г.О., концептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по-прежнему активно используется противниками инициируемого современными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирования социальных различий в обществе.
Основными институтами гражданского общества являются неправительственные общественные организации (в первую очередь - правозащитные) и СМИ.


Правовое государство

На начальных этапах своей истории государства воплощали политический порядок, поддерживаемый на основе сложившихся в обществе традиционных норм и верований, слабо институциализированной и практически не ограниченной власти единоличных правителей. Постепенно отношения властвующих и подвластных в государстве обрели более упорядоченный характер, выработав и юридически закрепив особые полномочия и прерогативы каждого из этих субъектов в управлении обществом. Основным ценностно-нормативным инструментом, закрепившим правовой порядок отношений государства и общества стала конституция.
Первые правовые документы, которые имели характер конституционных актов, наложивших ограничения на деятельность монархов и возвестивших формирование нового политического правопорядка, появились в Англии в XIII в. Первые же полновесные конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. - Билль о правах) ив 1791 г. во Франции (в 1789 г. - Декларация прав человека и гражданина).
Начавшая формироваться в эпоху Просвещения система конституционализма решила важнейшую историческую и вместе с тем двоякую задачу. Во-первых, она придала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его различных ветвей и органов и сделав закон важнейшим ориентиром деятельности властей.
Во-вторых, огромную роль в развитии государства сыграла и ориентация конституций на ту систему ценностей, которая отобразила новое положение личности в государстве. Иначе говоря, источником права, воплощенного в этих конституциях, являлась личность, чьи права и свободы объявлялись высшим критерием деятельности всего государства. Государство не только объявлялось зависимым от индивида политическим институтом, но и должно было ограждать его личную жизнь от неоправданного вмешательства власти, гарантировать ему основополагающие права и свободы, всемерно поддерживать его стремление к свободной и творческой жизнедеятельности. Никакие законы не могли нарушить этой подчиненности государства интересам личности, оправдать нарушение властями ее основополагающих прав. Таким образом, государство из могущественного центра принуждения и насилия над человеком превращалось в самого надежного защитника его прав и интересов. Так возникшие еще в древности великие гуманистические идеи о приоритете закона в деятельности государства, о наличии естественных прав человека, предполагавшие соответствующее политическое обеспечение, определенное строение власти, делающее ее относительно безопасной для индивида, через влияние закона стали плотью государственной политики.
Правовое государство, начавшее складываться под влиянием либеральных конституций, означало принципиально новый этап в развитии государственности, как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функционирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства.
Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. На внешнеполитической арене правовые государства начали придерживаться норм международного права, ориентируясь не только на букву, но и на дух правового решения имевшихся конфликтов и противоречий.
Социальной основой и принципиально необходимой предпосылкой правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.
Приоритет гражданского общества определяет два принципа регулирования социальной активности населения и институтов власти. По отношению к гражданам в правовых государствах действует правило "разрешено все, что не запрещено законом", раскрепощающее и поощряющее инициативу, формирующее принцип свободного и одновременно ответственного поведения. Институты власти руководствуются в свою очередь правилом "разрешено только то, на что они уполномочены законом". Такой принцип устанавливает зависимость структур власти от общества и предотвращает произвол власти, спонтанность отправления властных полномочий, усиливает формальные, а значит и контролируемые действия органов власти.
Исторический опыт показал, что зрелость и развитость гражданского общества базируется на определенной духовной атмосфере, состоянии общественного мнения, в основе которого лежат разделяемые большинством населения ценности индивидуализма. Как специфическая мировоззренческая основа гражданского общества индивидуализм на начальных этапах становления капитализма, в условиях формирования рынка был сродни эгоизму, заставлявшему человека игнорировать интересы других. И лишь постепенно конкуренция и нарастание рационализма превратили индивидуализм в систему ценностных ориентации, которые выражают не столько предпочтение частных интересов перед общественными, сколько понимание людьми своей гражданской ответственности за способы их достижения, а также невозможность нанесения ущерба правам других индивидов и обществу в целом. В настоящее время в развитых индустриальных странах наступил этап "нового индивидуализма", возвестившего органическое сочетание его принципиальных установок с коллективными ценностями, выводящими на первый план приоритеты всего социума в целом. Такая духовная подоплека массовых политических действий соответствует новому этапу развития правового государства, свидетельствующего не о власти абсолютной свободы, а о наличии сбалансированной системы прав и полномочий всех участников политического рынка (включая государство).
Существенным признаком правового государства является определенное разделение полномочий властей, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей. В целом это свидетельствует о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений.
Идея разделения властей была впервые выдвинута Дж. Локком как попытка добиться компромисса между парламентом (вигами) и королем в целях установления во Франции конституционной монархии.
Идея разделения властей не раз подвергалась критике как противоречащая принципу национального и государственного суверенитета не предполагающего его передачу различным ветвям власти (А. Дюги). Много претензий выдвигалось и в связи с тем, что такой подход снижает эффективность и профессионализм управления, способствуя децентрализации власти и ответственности государства перед обществом. Признавалось и то, что интенсивная динамика и усложнение объекта государственного управления требуют не только компетенции. Концентрация управленческих усилий особенно важна и в условиях кризисов, когда требуется оперативная реакция властей на ситуацию. В этом смысле правительство должно обладать как свободой исполнительных действий, так и возможностью их правового обеспечения.
Однако, несмотря на теоретические возражения, жизнь продемонстрировала крайне важную роль разделения властей при практической организации государственной власти. Прежде всего этот принцип выражает необходимость функциональной дифференциации в организации государственных структур, препятствующей монополизации власти и узурпации принятия решений тем или иным центром влияния. Ведь, как показала практика, в современных условиях наряду с тремя основными ветвями власти существенное значение приобретает влияние "четвертая" власть (СМИ), транслирующая мнение организованной общественности. Кроме того, в отдельные периоды политического развития могут повышать свою роль и более мелкие "власти" - муниципальные, региональные, отраслевые (военные, гражданские). Таким образом, ориентация на разделение прав и полномочий различного уровня властей в правовом государстве, установление их прав и прерогатив во влиянии на государственную власть, как таковую, означают создание системы сдержек и противовесов, направленной на сохранение необходимого для стабильности политического порядка, на поддержание баланса сил и постоянного нахождения компромисса между ними.
Вместе с тем закрепление за каждой из ветвей власти определенных функций, сфер ответственности, а следовательно, и установление порядка взаимодействия этих функционально разнонаправленных органов дают возможность более оптимально и взвешенно подходить к процессам выработки целей, согласования интересов, уточнения и корректировки государственных позиций. Иначе говоря, разделение властей представляет собой и самый общий технологический механизм, обеспечивающий оптимизацию процесса принятия политических решений в государстве.
Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интересов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных группировок, которые контролируют исполнительные, законодательные, судебные и иные органы власти. Ведь даже несмотря на общность основных ценностей и целей государства, корпоративные интересы отдельных частей правящего, политического класса, амбиции отдельных политиков могут стать мощным фактором политической дестабилизации в государстве.
Признание необходимости установления разделения властей не говорит, однако, о каком-либо универсальном и жестком закреплении их взаимных прав и полномочий. Специфика функций, а главное объем прерогатив каждой из ветвей государственной власти должны определяться в соответствии с типом и характером развития государства, спецификой конкретной исторической ситуации, степенью зрелости общественного мнения.

пишите письма
Материалы сайта размещены исключительно в учебных целях и подлежат активному использованию и распространению
 

 

 

Сайт создан в системе uCoz