на главную страницу
Перспективный выпуск социологов 2007 года
заочное отделение
вернуться на главную
 
Вопросы к госэкзамену
ответы к госэкзамену
материалы по учебным курсам
Форум

№31 Методы сбора социологической информации как коммуникация.Скачать в формате WORD

Основные субъекты социологического исследования: пользователи, информанты, исполнители (респонденты, участники наблюдаемой ситуации, авторы текстов) и их роль в процессе получения эмпирической информации.

Прямые и опосредованные; нейтральные и активные способы коммуникации в процессе сбора информации.

Коммуникация между интервьюером и респондентом как серия переходов: операционального, интерпретативного, коммуникативного, когнитивного (транзитивная схема процедуры опроса).


К методам сбора социологической информации относятся: опрос (анкетный, экспертный и др.) интервью (глубинное, формализованное\полуформализованное и др.), наблюдение и т.д. Для получения эмпирической информации между исследователем, интервьюером, респондентом осуществляется взаимодействие - коммуникация. Главная задача состоит в том, чтобы установить, что человек действительно думает, отвечая на вопросы интервьюера. При этом исследователь встречается с рядом сложностей, обусловленных спецификой коммуникации. Респондент - НЕ пассивный приемник информации (вопросов), он идет навстречу социологу, интерпретирует вопросы, воспринимая их сквозь призму собственных знаний и отношений. Это обстоятельство и затрудняет и облегчает общение.


Специфика опроса как вида общения

1. Целенаправленность.
Цель общения при опросе задается не непосредственно интересами обеих сторон общающихся, а задачами и программой исследовании.

2. Ассиметричность
Одна из сторон берет на себя преимущественно функции воздействия, т.е. субъекта, а другая - объекта. Предполагается неодинаковая активность сторон, различная степень вовлеченности в процесс общения, т.е. ассиметричное общение (одна сторона задается вопросы, а другая должна отвечать). Лучше использовать приемы для приближения к ситуации симметричного общения.

3. Опосредованность
Привлекается третье лицо или письменное, техническое устройство (или их комбинация). Контакт может быть с затрудненной или отстающей во времени обратной связью. Опрос опосредован как минимум дважды: анкетой и анкетером.

4. Массовость общения
Ориентированность на связь с большими массами, группами, а не персонально. Может быть:
- общение с помощью СМИ (затруднена обратная связь)
- множественные непосредственные контакты незнакомых людей (на улице, в транспорте, и т.д.), обратная связь осуществляется сразу же.

Вышеперечисленные особенности заставляют обращать особое внимание на установление таких отношений с респондентами, при которых стало бы возможным получать ответы, независимые от влияния посредников, целеустановки исследователя, интереса респондента к опросу и т.д.


Необходимые условия проведения опроса.
" Необходимо исключить влияние интервьюера на ответы респондента и наоборот.
" Использовать язык наблюдаемых. Составлять для интервьюеров комментарии и толкование специфических слов, терминов, выражений и т.д.
" Умение устанавливать контакт.
" Потеря дистанции между респондентом и исследователем - это потеря объективности восприятия собеседника и ситуации. Проблема "переноса" т.е. проекции на респондента своих чувств, эмоций, личного опыта (проявления: исследователь сам заканчивает предложения, высказывает сове мнение, рассказывает о своем опыте и т.д.) Должна быть позиция отстраненности, психологическая дистанция.
" Респондент должен почувствовать необходимость его участия для разрешения какой-либо проблемы, уверенность в том, что его ответы не пойдут ему во вред (гарантии анонимности), комфортная обстановка (время и место).

Интерпретация и понимание - процесс истолкования полученных результатов.

Понимание ответов респондента имеет несколько уровней:
" понимание содержания ответов
" установление того смысла, который вкладывали в свои ответы респонденты (что имели ввиду, когда отвечали на вопросы)
" установление причин объективного и субъективного характера (целей, мотивов, установок, качества опросника, условий опроса и др.), сформировавших данный ответ
" определение ценности полученных ответов с точки зрения достижения целей исследования.

Ответы подвергаются количественному, качественному анализу, в результате происходит углубление полученных сведений, обобщение, выводы.

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНОГО ИНСТРУМЕНТА
Логика когнитивного подхода
Предметом когнитивного анализа опросного инструмента являются мыслительные процессы, которые активизируются при восприятии вопроса и ответа на него. Задача состоит в том, чтобы установить, что человек думает, отвечая на вопросы интервьюера.
При анализе проблем, связанных с вопросниками, традиционные методы опираются на два основных источника информации:
(1) экспертные оценки разработчиков анкеты;
(2) экспертные оценки интервьюеров, принимающих участие в тестировании

Когнитивные методы направлены непосредственно на процесс интервью. Полем для регистрации когнитивных процессов выступает "внешнее" поведение респондента и интервьюера.
Цель когнитивных методов - понять мыслительные процессы, управляющие ответами респондента при опросе, и использовать это знание для конструирования эффективного опросного инструмента.
В когнитивных методах реализуется понимание опросного инструмента как коммуникативной среды, в которой он проговаривается, включающей участников опроса.

Ответ респондента можно представить как серию переходов:
(1) понимание вопроса;
(2) поиск адекватной информации;
(3) вынесение суждения;
(4) формулирование ответа.

На первом шаге респондент интерпретирует вопрос, встраивая его в привычные для себя семантические рамки. На втором - вспоминает соответствующие ответу события, действия или высказывания.


Рис. 1. Транзитивная схема опроса
В рамках четырехшаговой схемы анализ когнитивного перехода вскрывает лингвистические ресурсы (знания и речевые навыки), которые активизирует респондент при ответе на вопрос. Люди по-разному отвечают на прозвучавший вопрос, что определяется их когнитивной компетентностью - способностью привлекать релевантные ресурсы для формулирования ответа.
При исследовании коммуникативного перехода основное внимание уделяется различиям в когнитивных картах респондента и интервьюера. Предполагается, что восприятие вопроса респондентом определяется семантической компетентностью респондента - способностью распознавать дискурсивно обусловленные смыслы вопроса и выбирать из них наиболее релевантные. Это приводит к тому, что при одинаковой формулировке вопроса респонденты с различной семантической компетентностью могут фактически отвечать на разные вопросы.
Кроме прямого коммуникативного перехода, представленного на схеме (см. рис. 1), существует обратный, без которого процедура опроса не может считаться завершенной. Если прямой коммуникативный переход описывает процесс восприятия респондентом вопроса, то обратный - процесс восприятия интервьюером ответа.
Принято полагать, что ответы формулируются исключительно респондентом. Однако, как утверждают Шеффер и Мэйнард, для понимания значения вопроса респондент должен уяснить по крайней мере два положения:
1.тип информации, которая составляет адекватный ответ и
2.форму, в которой ответ должен быть представлен.
Ответ на вопрос является интерактивным процессом, поэтому он не может быть исключительно проблемой респондента Анализ коммуникативного перехода позволяет описать процесс понимания вопроса при коммуникации интервьюера и респондента и установить основания эффективности этого процесса.
По Шефферу и Мейнарду, такими основаниями являются навыки поддержания социальной и когнитивной координации для получения адекватных вопросов и четкого следования канонам стандартизированного интервью, одним из которых является дословное произнесение анкетного вопроса. Однако дословное произнесение в большинстве случаев представляет собой лишь устойчивый миф, укоренившийся в среде разработчиков анкет. Смещения в форме анкетного вопроса неизбежны не только вследствие существенного различия между письменной и устной речью, но и в результате влияния особенностей коммуникации между респондентом и интервьюером.
Воспроизводство фоновой лексики, синонимическая замена, стилистическое преобразование текста под привычный строй речи интервьюера, перифразы и уточнение вопроса в случае возникновения у респондента проблем с его восприятием - все эти смещения рассматриваются в рамках интерпретативного перехода.
Операциональный переход - это трансформация концептов, определяющих как цели исследования, так и программные вопросы, в серию операциональных определений, описываемых анкетными вопросами. Основным правилом операционального перехода является понимание того, зачем предлагается респондентам тот или иной вопрос, что определяет близость анкетных вопросов к программным.
Таким образом, начиная с постановки целей исследования и кончая получением массива ответов респондентов, осуществляется ряд трансформационных переходов: операциональный, интерпретативный, коммуникативный и когнитивный. Претерпевая изменения на каждом из переходов, вопрос задает поле возможных вариантов ответа, лишь ограниченное множество которых являются адекватными.

Методы когнитивного анализа опросного инструмента
Первая группа методов построена на классическом приеме: задавать вопросы респонденту и затем анализировать его вербальные реакции (качественные)
Методы когнитивного кодирования представляют собой вторую группу. При их использовании исследователь опирается на косвенные признаки возникающих в процессе интервью проблем, которые могут быть идентифицированы сторонним наблюдателем и размещены в предварительно спроектированном пространстве признаков (количественные)


Коммуникативные блоки в анкете.

Эпиграф ("настройка", подчеркивание важности участия)
Обращение к респонденту (в ед. числе, коллега и т.д)
Сообщение о цели исследования (преамбула)
Паспортичка (в начале или в конце)
Заключение - благодарность, предусмотреть возможность для респондента дописать то, что считает нужным


пишите письма
Материалы сайта размещены исключительно в учебных целях и подлежат активному использованию и распространению
 

 

 

Сайт создан в системе uCoz