на главную страницу
Перспективный выпуск социологов 2007 года
заочное отделение
вернуться на главную
 
Вопросы к госэкзамену
ответы к госэкзамену
материалы по учебным курсам
Форум

33 Вопрос как инструмент сбора данных: специфика, функции вопроса в социологии. Вопросник: понятие, виды, композиция, графика Методические принципы конструирования вопросника.Скачать в формате WORD

.
Содержание вопросов, и последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованш должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гип решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической i выработкой набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой инфорг рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент, для получения информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его поз! и с к о м ая и н ф о р м а ц и я.
Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опраши источником информации. Это значит, что автор анкеты должен учитывать информирован предмете опроса, специфику их языка, традиций общения представлений о престиже, и досточнетва и др. С учетом этих требований связаны такие факторы качества результатов оп достоверность ответов респондентом, их установка на сотрудничество с анкетерами или интерв
В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаютс комплексно и ни взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задач сформулировать вопрос, чтобы получи и искомую информацию. Как показывает i познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты - гл* приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о неразработанноети методичеси - эбщих исследовательских задач сначала на уровень частных, формулируемых в виде единиц v Ноэль-Нойман называет их "программными вопросами"), а затем их "перевод" на уровень об опрашиваемых.
Необходимость этой операции тем более важна, что эмпирические данные многозначны не быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавателы
Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как Источника информ; только "переводом" его познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых,
Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования как информированности респондента предмете опроса; учет особенностей языка и культу аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения этих сословий необходимы предваг состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследовани информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные шись в первую очередь к результатам предшествующих исследований. Более конкретной и TO4t опроса к особенностям "поля" будущего исследования способствует проведение пилотаж исследований.
Виды опросов, В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяют функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, уста-ОЕ зависимости от предметней специфики изучаемых переменных (труд, досуг, политика, семья, с
Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению одом опроса, его психе логической строгостью, сновные виды функциональных вопросов: вопросы-фильтры, контакт ы е в о г i p о с ы
Все вопросы в анкете можно классифицировать по: 1) содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); и Функции (основные и неосновные).
Вопросы первой группы (по содержанию) направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носи! субъективный характер.
В псовой группе есть особый блок - вопросы о личности респондента, которые входят во все со ц и о л о г и ч е с к и е а и к с г ы и называются " п а с п о р т и ч к о и ".
При конструировании вопросов часто нарушается одно из обязательных условий: соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче.
Основными видами анкетных вопросов по форме выступаю от- крытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет и просит респондента самого сформулировать свое мнение.
Закрытый вопрос. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете

приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопросов значительной степени сокращает время заполнения анкеты и ее готовки для обработки на 1В М.
За .рытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, по составляет 100%..
Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом некольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.
Второй вопрос служит примером одновременно и полузакрытой формы вопроса, которая употребляется в тех ситуациях, где соция не уверен в полноте известных ему вариантов ответов, предоставляя респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов.
Ответы на альтернативные вопросы могут иметь две формы расположения - линейную и табл ичную.
Открытые вопросы. Они не содержат подсказок в виде предлагаемых социологом вариантов ответа, но позволяют респонденту высказывать собственное мнение во всей полноте. С их помощью собираю! более богатую информацию.
В открытых вопросах после гекста вопроса социолог оставляет Го и просит респондента самог.) сформулировать свое мнение. Пример: Каков доход на одного человека в вашей с с м ь е 7
Под текстом вопроса приведены цифры кода. Они нужны не респонденту, а социологу, который, после того как получит весь массив заполненных анкет, приступит к их обработке.
Специалисты считают, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, чем .при ответе на открытый вопрос. Соответственно не совпадает и содержание полученной информации. Формулируя ответ на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями. Следовательно такой ответ будет более индивидуализирован и даст более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондентов. Поэтому открытый вопрос является незаменимым инструментом, если познавательная задача - получение данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме.
Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов, этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над в (> з м о ж s i ы м и в а р и а н т а м и о т в е т о в.
Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том си" когда они имеют развитую систему представлений по теме вопри считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов: либо дают неопределенный ответ, либо чают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует совсем не получить содержательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу совокупность опрошенных не имев! сформировавшегося мнения
Вопросы-фильтры -- относятся к классу неосновных, вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаются вопросы-фильтры.

Композиция вопросника. Социологическая анкета представляет собой план или
сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует вступление
(обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется
организация, его проводящая; Поясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются
вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной
задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на
сотрудничество. Их задача заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых
проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты грудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь помещают "пасп .фтичку", с помощью которой собирают социально-демагрофическую информацию о личности опрашиваемого
Паспоргичкой называется совокупность демографических, экономических и
профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты (пол, доход, возраст и др.). Они
очерчивают как бы портрет респондента. В нее заносятся те показатели, статистические
распределения которых в генеральной совокупности вас интересуют. Имении эти вопросы
возраст, профессия выступают контрольными для решения вопроса о том,
насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом, также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.
Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новом) направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, "переключателями" внимания. Например: "На этом мы заканчиваем разговор о труде. Теперь несколько вопросов о вашем досуге".
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих "перекрестки", опасные участки и т. п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные .респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или в полях анкеты: сколько вариантов ответов можно отметить - один ила несколько; как згпол пять вопрос-таблицу - по строчкам или по столбцам.
Серьезное внимание обращают на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, стрелки, указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т. п. Существенную роль в графическом оформлении играют иллюстративные материалы. Вопросы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят технику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.
Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия. Число
вопросов в анкете обычно не превышает 30-40 (после 45 минут опроса внимание
респондента снижается). Анкета "хорошая", если соблюдены два основных правила:
формулировка вопросов должна отвечать исследовательской задаче, а сама анкета -соответствовать возможностям респондента как источник информации (например, нельзя предъявлять непосильных требование к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать ею чувство собственного достоинства).

пишите письма
Материалы сайта размещены исключительно в учебных целях и подлежат активному использованию и распространению
 

 

 

Сайт создан в системе uCoz