Тема 25. проблема измерения в социологическом исследовании. Типы
шкал..Скачать в формате WORD
С возникновением социологии как позитивной науки, появилась необходимость
в введении в нее понятия измерение, что было связано с заменой теоретико-филосовских
методов методами эмпирическими. В связи с этим возникает несколько теорий
измерения.
Существует несколько концепций измерения, по-разному определяющих, что
может быть названо операцией измерения.
Описательная теория (естественнонаучная) была первой применена для понятия
измерения. Измерение - это сопоставление одной величины с другой при
помощи единиц измерения. Это определение предполагает существование
объективного предмета с присущими ему объективными свойствами, величинами,
такими как длина, ширина. Оно также предполагает существование объективных
единиц измерения. ( для социологии такое определение не подходит, так
как необходимо измерять свойства индивида).
Репрезентативная теория измерения. Измерение - это представление эмпирических
объектов в виде чисел, которое осуществляется по определенным правилам.
В гуманитарных науках - и социология не является исключением - наибольшее
влияние имеет репрезентативная концепция измерения, впервые обоснованная
Стивенсоном. В этой концепции всякая операция измерения в конечном счете
определяется как представление эмпирических объектов в виде чисел, которое
осуществляется по определенным правилам. Таким образом, измерение представляет
определенные свойства в виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению
и т.д.
Формальная теория измерения возникает в рамках репрезентативной теории
уже в 20 в. и основана на ее постулатах. Эти постулаты она попыталась
изложить в виде математических принципов. В рамках формальной теории
возникает новое понятие - преобразование школы. Ключевая идея математической
теории психологических измерений принадлежит Кембеллу. Но оформление
в виде законченной математической теории совершили Суппес и Зинес. Теория
объединяет практику измерений в социологии с практикой физических измерений.
Объединение достигается за счет принятия в качестве аксиомы, что в измерениях
вещественные числа могут возникать вне процедуры натурального счета.
Теория исходит из того, что не слово, не образ, а число есть необходимое
условие существования точных знаний. Она объявляет необходимым условием
научности социологических измерений замену слов числами. По существу
она представляет не теорию измерения, а теорию числового кодирования.
Под измерением мы будем понимать процедуру, с помощью которой эмпирические
объекты (например, люди) вместе с отношениями между ними отображаются
в числовую систему. Признаку присваиваются численные значения (шкальные)
значения, неравные друг другу. Таким образом, люди с их свойствами отображаются
в систему чисел. Каждый признак (переменная) имеет свои значения.
Измерение осуществляется с помощью шкал. Шкала - это инструмент измерения,
в котором свойства эмпирических объектов представлены свойствами числового
ряда. Тип шкалы - это группа шкал, имеющих одинаковую форму. Различают
пропорциональную, интервальную, порядковую и номинальную шкалы. Им соответствует
пропорциональный, интервальный, порядковый и номинальный уровень измерения.
Пропорциональные и интервальные шкалы применяются для измерения количественных
признаков, порядковые и номинальные - качественных.
Количественные признаки имеют единицу измерения. Так, партийный стаж
и возраст измеряются в годах, доход - в рублях. Иногда шкалы, применяемые
для измерения количественных признаков, называются метрическими.
Мы привели примеры признаков, измеренных при помощи пропорциональных
шкал. Значения данных переменных у разных людей можно сравнивать при
помощи всех возможных отношений между числами. Это "равенство-неравенство",
"больше-меньше", "на сколько больше -меньше" и "во
сколько раз больше-меньше".
Об интервальном уровне измерения мы можем говорить тогда, когда мы способны
не только определить количество интересующего нас свойства в эмпирических
наблюдениях, но также определить равные расстояния между категориями,
т.е. ввести единицу измерения. Такой количественный признак как дата
рождения, а также переменные, измеряемые при помощи некоторых тестовых
процедур и выражающиеся в баллах, формируются при помощи интервальных
шкал. Все перечисленные выше отношения между числами здесь сохраняются
за исключением отношения "на (во) сколько раз больше-меньше".
Шкалы данного типа имеют, в отличие от пропорциональных, не абсолютный,
а так называемый условный ноль, который можно переносить, менять. Интервальные
шкалы довольно редко применяют в политологических исследованиях.
Качественные признаки не имеют единицы измерения, сравнивать их значения
у разных людей можно лишь, используя такие отношения между числами как
"равно-неравно" либо "больше-меньше". Качественные
признаки измеряются при помощи порядковых и номинальных шкал.
Измерение на порядковом уровне предполагает, что мы способны упорядочить
объекты по степени выраженности свойства или признака. Сравнить значения
данных признаков можно при помощи таких отношений между числами как
"равно-неравно" и "больше-меньше". Порядковое измерение
не позволяет говорить о том, "на сколько" или "во сколько
раз"одна категория больше другой. (отсутствует абсолютный ноль
и единица измерения). Порядковому типу шкал (шкалам порядка) соответствуют
такие переменные как степень согласия с определенным суждением ( согласен
полностью, частично, не согласен), категория у служащих ( высшая, первая,
вторая и т.д.), уровень образования (высшее, среднее специальное, среднее
общее, неполное среднее, начальное).
Номинальным измерением называют процесс отнесения объектов в классы.
Все, что мы можем сказать об объектах, сгруппированных в один класс,
- это то, что они идентичны в отношении некоторого свойства или признака,
т.е. фактическое отношение между объектами - это отношение тождества
или различия. При помощи номинальных шкал измеряются такие признаки
как принадлежность депутата к фракции в Госдуме, партийная принадлежность,
пол, национальность. При сравнении значений такого рода уже нельзя сказать,
какое из них больше или меньше, это просто разные значения, а люди ими
обладающие, принадлежат к разным группам - мужчинам и женщинам, национальным
общностям, партиям.
Между эмпирическими объектами в случае номинального уровня измерения
возможно установление только отношений равенства-неравенства. Так, если
мужскому полу соответствует число "1", а женскому - "2",
то между двумя женщинами или двумя мужчинами может быть установлено
отношение равенства (2=2, 1=1), а между мужчиной и женщиной - неравенства
(1 не равно 2).
Важно помнить, что каждая переменная может быть измерена на разных
уровнях. Выбор определяется практическими соображениями, требованиями
к качеству измерения, предполагаемой стратегией анализа данных.
Процедура социологического измерения включает в себя:
1. Формирование эмпирических индикаторов
2. Шкалирование
Шкалирование - это совокупность методов, процедур, технологических
приемов, позволяющих строить шкалы различного типа.
Измерение может быть прямым и косвенным.
Основное (прямое)измерение - это такое измерение, которое не предполагает
никаких предшествующих измерениях. Его средством является основная шкала.
Основные методы прямого измерения:
1. Отнесение респондента к определенной категории, определенному шкально-числовому
значению.
2. Процедура ранжирования.
3. Использование респондентом графического изображения.
4. Присвоение респондентом баллов определенному объекту.
5. Процедура парных сравнений (респондент должен сравнивать каждый из
представленных ему объектов по какому-либо принципу)
6. Метод равнокажущихся интервалов (размещение определенных объектов
по интервалам).
Производное (косвенное) измерение зависит от предшествующих измерений.
Его средством является производная шкала.
Основные методы производного измерения:
1. Группировка значений переменных, укрупнение градаций шкалы.
2. Построение индексов. Индекс - это численный показатель, образованный
путем комбинации индикаторов. Он может быть образован путем расчета
" Средней арифметической разности, суммы
" Перекрестной группировки 2 и более признаков(например, метод
логического квадрата)
" Может формироваться новая переменная на основе нескольких переменных
(процедура тестирования, формирования шкал установок)
Очень важным методологическим моментом является зависимость характера
используемой шкалы от содержательных концепций исследователя, его представлений
о том, что он изучает, его рефлексии по поводу свойств используемого
"инструмента" измерения. Вопрос о свойствах шкал носит отнюдь
не академический характер. Правильное определение характера шкалы является
необходимым условием правильного выбора метода анализа данных, и, следовательно,
получения адекватных выводов.
Существует ряд особенностей измерения в социологии.
1. Многомерность изучаемой характеристики.
Например: задавая вопрос об "удовлетворенности", мы априори
предполагаем такую модель "поведения" респондента, в соответствии
с которой в сознании последнего имеется некоторый "одномерный континуум",
на котором заведомо существует точка, отвечающая удовлетворенности респондента
на момент опроса. Другими словами, мы полагаем, что изучаемая характеристика
одномерна. А ведь весьма разумно было бы предположить, что это не так.
Говоря научным языком, это означает, что удовлетворенность - многомерная
характеристика.
2. Отсутствие единого понятия, отвечающего изучаемой характеристике.
Например: "удовлетворенность и не удовлетворенность трудом"
не должны оцениваться в едином измерительном континууме (т.е. по одной
шкале). Обосновывается это тем, что в соответствующем случае мы имеем
две разные группы факторов, одна из которых влияет на удовлетворенность,
другая - на неудовлетворенность, в силу чего необходимы и разные методы
измерения и воздействия на них. Ясно, что такая ситуация может встречаться
не только при измерении удовлетворенности трудом.
3. Переход "положительных" значений характеристики в "отрицательные".
Например: Водном из ВУЗов страны проводился анкетный опрос студентов
с целью выяснения их мнения о качестве работы преподавателей. При анализе
результатов выявился парадоксальный, на первый взгляд, факт: оказалось,
что два преподавателя, относительно которых было известно заранее, что
один из них высоко ценится студентами, а другой - напротив, совершенно
не пользуется у них успехом, получили по целому ряду вопросов одинаково
высокие оценки. Тщательно проанализировав вопросы анкеты, нашлось объяснение
этому факту. Характер этого объяснения можно продемонстрировать на примере
вопроса о степени понятности лекций, читаемых каждым преподавателем.
Оказалось, что лекции обоих преподавателей в основном расценивались
как "вполне понятные". Но если первый преподаватель действительно
обладал даром понятно говорить даже о самых сложных предметах, то второй
просто излагал самые очевидны вещи.
4. Необходимость определенной диалектики в понимании характеристики
признака и ее значений.
С одной стороны, само понятие признака имеет смысл только при некоторой
однокачественности тех объектов, для которых значения признака вычисляются.
А с другой стороны, - каждому значению признака все же отвечает свое
собственное качество.
5. Нечисловые измерения в социологии.
Изучая некоторые закономерности, социолог приписывает рассматриваемым
объектам такие математические конструкты, которые не являются числами.
Таким образом, существует ряд проблем измерения, включающие в себя
3 аспекта:
" Философско-гносеологический
Это проблема сущности процесса измерения как познавательного процесса;
проблема объекта и субъекта измерения; соотношения объективности и субъективности
результата измерения.
" Теоретико-методологический
Затрагивает проблемы построения теории измерения.
" Практический аспект
Это получение и оценка результатов измерения, проблема его надежности
и обоснованности.